ЧЕГО
ХОТЯТ НАШИ ТЕЛЕКОМПАНИИ?
Ответ
на вопрос кажется достаточно простым:
больше зрителей и прибыли от рекламы.
Все коммерческие СМИ стремятся
повысить именно эти показатели. В
гораздо меньшей степени уделяется
внимание “собственному лицу”,
ориентации на определенную часть
зрительской аудитории. Да у нас это и
неактуально, так как даже в больших
городах редко работает более 3-4 местных
телеканалов, которые кроме
ретрансляции программ своего сетевого
партнера делают и свои оригинальные
проекты. Так что конкуренция еще не
достигла того уровня, когда каждый
канал старается найти свою нишу. Может,
и никогда не достигнет, так как
основная масса телеаудитории у нас не
отличается особой разборчивостью.
Соответственно, большинство смотрит
то, что им показывают и не особенно
беспокоится по этому поводу. Но именно
это большинство формирует рейтинговые
показатели, которые так важны для
телекомпаний. Очевидно, что существует
некий усредненный, унифицированный “продукт”,
привычный и положительно
воспринимающийся этой частью
аудитории. Но всегда есть зрители,
желающие от телевидения не просто
набора звуков и изображений, а чего-то
особенного или даже неожиданного. И
нередко именно эта незначительная
часть “избирательных” зрителей
начинает звонить, писать, просить,
требовать - в общем
лишает покоя сотрудников отдела
программ. Как же удовлетворить с одной
стороны потребности телекомпании (читайте
- большинства зрителей) и активного “привередливого”
меньшинства?
Все
относительно просто. Считается, что в
нашей стране весомую часть зрителей
теленовел (а именно о них идет речь) составляют лица
старшего и пенсионного возраста, для
многих из которых не имеет значения
качество съемок, игра актеров и их
известность, музыкальное оформление и
операторская работа. Они не оценивают
то, насколько хорош или плох сценарий,
сколько в нем несуразностей и “дыр”.
Главное для них -
длинная сентиментальная история,
наполненная перипетиями семейной
жизни, свадьбами, разводами, рождением
детей и в итоге - счастливым
завершением, когда все положительные
персонажи женятся или выходят замуж, а
остальные прощены (если сделали
недостаточно пакостей) или заслуженно
покидают этот мир. Приблизительно
такова Гвадалупе производства США -
отсюда ее рейтинги. Главное чтоб
стреляли не очень часто и взрывов
поменьше (“так надоело это насилие в
американских боевиках, надо побольше
любви и сострадания”).
Теперь
об истинных ценителях. Они хотят видеть
в новелах новые интригующие сюжеты,
профессиональных и знаменитых актеров,
отличную режиссерскую работу. Жанр
даже не столь важен - будет это типичная
любовная драма или история с
детективным сюжетом. Идеален вариант,
когда можно выбирать новелы, где
понемногу присутствует все: любовь и
страсть гармонично вписываются в
реалии современной жизни, иногда
комичные, иногда трагичные...
В
последние годы европейский рынок
теленовел в большей степени стал
ориентироваться на Мексику, как и
американский. Самая массовая и
достаточно популярная продукция компании
“Телевиса” завоевала позиции
благодаря использованию давно
известных незамысловатых сюжетов,
часто -
позаимствованных у “первооткрывателей”.
Посмотрим, что из телевисовских
творений вызывает в мире особый
интерес. Узурпаторша (La
Usurpadora) была продана в
десятки стран, а после ее показа, в
Интернете появилось огромное
количество сайтов, посвященных этой
новеле и исполнительнице главной роли
Габи Спаник. Сейчас она считается чуть
ли не символом “Телевисы”. Но есть
одна деталь: Габриэла Спаник -
венесуэльская актриса (ее
мы могли видеть в незабываемой Morena
Clara). Кроме нее в
La Usurpadora снимались
Мигель де Леон (тоже далеко не
мексиканец) и Марио Симарро (Избранница,
Безумие).
А сразу после ошеломительного успеха
этой новелы начались съемки следующей
практически по тому же сценарию под
названием La Intrusa (дословно
“захватчица”; согласитесь, что
понятия “узурпаторша” и “захватчица”,
мягко говоря, близки по смыслу). Но
самое интересное, что первый фильм по
этому сценарию и с этим названием был
снят... в 1987 году в Венесуэле (вот описание),
причем даже имена главных героев были
те же. Вывод очевиден: хотите
посмотреть новую мексиканскую
теленовелу - возьмите венесуэльскую
10-15 летней давности и получите, скорее
всего, гораздо большее удовлетворение.
Еще один пример: Pobre Diabla (Чертенок),
которая сейчас идет на РЕН-ТВ, - уже
третья версия знаменитой истории Делии
Фиальо. А вторая
была снята в Венесуэле независимой
телекомпанией в 1990 году и, по отзывам
очевидцев (тех, кто видел обе или все
три версии), лучшей была именно вторая.
Но
вот парадокс. Почему в последнее время
доля венесуэльских новел, закупаемых
телекомпаниями разных стран, несколько
снизилась, хотя уровень их продолжает
расти и это уже далеко не привычные
истории о “золушках и принцах”, а
суперпродукции - современные и
динамичные, но в отличие от бразильских
- тоже “современных и динамичных” - с
очень выверенными, оригинальными
сюжетами и звездными актерскими
составами. Причина как раз кроется в
приставке “супер”, которая кроме
множества положительных моментов
несет один недостаток -
высокую стоимость. Теленовелы Venevision
(в основном проблема
касается этого производителя) сейчас
самые дорогие, одна серия обходится в 3-5
тысяч долларов, тогда как мексиканские
и бразильские редко превышают 2-3 тысячи,
а аргентинские и перуанские стоят
нередко даже меньше 1000. Не будем
говорить об отечественных поделках,
которые даже критиковать не имеет
смысла, так как снимаются они зачастую
на бытовую видеокамеру и
обходятся
приблизительно в такие же суммы -
только в рублях. С другой стороны, есть
канал “Романтика”
(к сожалению, большинству жителей
Красноярска недоступный), который
поддерживает достойный уровень,
ориентируясь исключительно на
продукцию Venevision и
его перуанского партнера Iguana Producciones. Но,
в общем, все
правильно: хотите смотреть элитное
кино - платите, а нет
денег - смотрите
ширпотреб. Конечно, кроме Venevision есть
еще одна компания с богатыми традициями
- RCTV (у многих ассоциирующаяся с
именем Coral,
так как это их главный дистрибьютор). В
последнее время продукция RCTV
завоевывает все большую популярность
как у себя в стране, так и, например, в
Бразилии, где иностранные новелы
традиционно пробиваются с большим
трудом.
Как
уже упоминалось выше, запросы
пассивного большинства очевидны.
Остается только выбирать фильмы,
которые не слишком далеки от этих
запросов, но одновременно являются
лучшими из лучших и могут вызвать
истинный интерес аудитории.
С этой точки зрения, идеален был бы Реванш
1989 года, который в
свое время пыталась показать Прима-ТВ.
Интерес к нему был огромен, а сейчас,
судя по всему, он будет воспринят
зрителями как новый. Там есть все, что
так нравится домохозяйкам, но есть и
другое... Это не суперхит Страна
женщин, не сенсационная Каина,
не тропический рай Калипсо...,
но один из известнейших в мире телефильмов,
который для нас стал ПЕРВЫМ!
А
почему бы не показывать параллельно
две теленовелы? Совершенно
разные, чтобы зрители и сами
руководители телекомпании смогли
оценить, что больше привлекает к
экранам: любовь в розовом свете, динамика
и экспрессия неожиданных
поворотов или магия и очарование
нетронутых уголков дикой природы.
Выбрать пару, как, например, Каина и
Реванш, На
этих улицах и Вся
ты, Страна
женщин и Льовисна,
Маленькие
женщины и В
плену страстей... И
организовать голосование по телефону и
в интернете на сайте телекомпании,
предварительно показав самые
интересные моменты из нескольких
теленовел (именно интересные моменты,
а не первые серии, по которым не всегда
можно составить полное впечатление).
VenCOR
KrasMedia , 6 октября 2001
Напоследок,
несколько статей, перекликающихся с
данной темой:
Идеальная
теленовела
Социальная
роль теленовелы
Открытие
Венесуэлы
|